«Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество»

 

От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце

из окружающего мира – от этого

в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш.

В.А.Сухомлинский

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляет социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребёнка. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.

Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми руками родителей и заботой воспитателей. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищённости. Кто помогает родителям в воспитании детей? Воспитатели – первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими.

 

Но что, же такое взаимодействие и что под этим, словом подразумевают? Семья взаимодействует с М БДОУ или детский сад с семьёй? Можно ли поставить знак равенства между словами «взаимодействие», «сотрудничество», «содружество»?

В основе взаимодействия МБДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу, взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимовлияние.

Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников – одно из самых сложных и важных направлений деятельности нашего дошкольного учреждения.

Наши задачи:

- установить партнерские взаимоотношения с семьей каждого воспитанника;

- создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки и взаимопомощи;

- активизировать и обогатить воспитательные умения родителей;

- поддержать родителей в собственных педагогических возможностях.

В нашем детском саду ежегодно разрабатывается, а затем корректируется план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам МБДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов.

Условно работу с родителями мы раздели на определенные блоки:

- включение родителей в деятельность группы, детского сада;

- педагогическое просвещение родителей;

- наглядно – текстовая информация.

О жизни детского сада и группы родителям расскажут информационные стенды, фотовыставки: «Охрана прав детства», «Правила безопасности на дороге», «Учимся, играем, познаем», родительские уголки в каждой возрастной группе, на которых достоверная информация, красочно оформлена. Материал текстовой информации представлен в виде памяток, рекомендаций, папок - передвижек на различную тематику: «Осторожно – гололед!», «Что нужно знать о гриппе», «Учите играя», «Подвижные игры», «Рекомендации родителям по речевому развитию ребенка», «Что делать если ребенок обманывает?», «Нравственное воспитание дошкольника» и др.

Одна из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик. Это коробка в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично.(фото) Чтобы лучше узнать семью, ее проблемы или наоборот мнение родителей о работе дошкольного учреждения мы используем такую форму работы как анонимное анкетирование. На протяжении года мы проводили анкетирование по темам: «Особенности воспитания ребенка в семье, его склонности, интересы», «Качество питания в детском саду», «Какие наказания вы применяете по отношению к своему ребенку?» Анализируя анкеты мы видим какие вопросы волнуют родителей, беспокоят их, в чем нужно оказать помощь или прислушаться педагогам к мнению родителей. Так же воспитатели проводят с родителями индивидуальные беседы, консультации по вопросам интересующих родителей.

 

Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми в группе создает дополнительные возможности для всех участников образовательного процесса, что позволяет организовать индивидуальный подход к ребенку. Систематически в детском саду проводятся мероприятия в возрастных группах. Хочу отметить, что с большим удовольствием родители с детьми принимают участие в конкурсах рисунков: «Осень золотая», «Я выбираю спорт», «Зима», «Зимние забавы», готовят вместе с детьми поделки из природного материала. Администрация и воспитатели дошкольного учреждения хотели бы отметить семьи за участие в конкурсах и поощрить их благодарностями (Седич А., Рожкова В., Арещенко В., Рожкова Д., Гуловой А., Ханаева Н. Н.)

В нашем детском саду каждый год проходят акции: «Семья - семье», «За здоровый образ жизни», «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам», «Внимание – дети!», городская акция «Семья». Многие родители не остаются равнодушными, принимают участие в акциях, в оказании помощи тем семьям, которые в этом нуждаются. В ходе акции «Благоустройство территории образовательных учреждений», «Лучший зимний участок» родители оказали помощь в благоустройстве игровых участков, строительстве зимних построек. Дети с родителями готовили цветные льдинки, украшения и выносное оборудование из бросового материала для украшения построек и получили возможность общения друг с другом, увидели своего ребёнка в общении со сверстниками.

Одной из самых традиционных форм работы с семьей в педагогическом просвещении остается родительское собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Мы нашли выход из этого положения в изменении форм и методов проведения. Попытались построить общение не на монологе, а на диалоге. Данный подход потребовал от педагогов более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал ощутимее. Педагоги включают в родительские собрания концертные выступления детей, фрагменты занятий, конкурсные задания, показ презентаций. Именно поэтому процент посещения собраний вырос.

Самая популярная и любимая, нами как воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. Родители вместе с детьми принимают активное участие в экскурсиях в музей, на озеро, к памятникам воинам освободителям, в спортивных праздниках и развлечениях «Папа, мама, я – спортивная семья!», «Призы Деда Мороза», утренниках, открытых мероприятиях. А их ребятишки занимают призовые места в номинациях: «Самый ловкий», «Самый веселый». Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом.

Коллектив МБДОУ благодаря сотрудничеству с родителями занимает призовые места в городских конкурсах: 4 место в городском смотре –конкурсе по подготовке к новому учебному году, 3 место в смотре -конкурсе «Лучшая предметно-развивающая среда ДОУ», лауреаты городского конкурса «Благоустройство территорий образовательных учреждений», призеры конкурса «Уголков живой природы», 3 место в смотре-конкурсе «Лучший зимний участок».

Всей своей работой сотрудники детского сада хотят сказать родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно – образовательном процессе важно не потому, что этого так хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

 

Мне очень хотелось бы, чтоб и воспитатели и родители всегда помнили, что семья для ребёнка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

    Официальная эмблема

              70 лет  Победы